Виды нарушения психических функций

Человек обладает целым рядом уникальных функций: способностью мыслить, понимать и воспроизводить речь, запоминать информацию, воспринимать окружающую действительность и даже фантазировать. Подобные психические процессы в медицине принято называть высшими, а деятельность их обеспечивается развитой корой головного мозга.

Вследствие различных внешних и внутренних факторов могут возникать нарушения памяти, мышления и прочих психических функций человека.  В основе развития разнообразных клинических синдромов лежит функциональное отличие полушарий головного мозга, при поражении которых как раз и возникают психические расстройства.Они могут быть как острыми, так и хроническими, временными и постоянными, но всегда требуют диагностики и лечения.

 Расстройства памяти и внимания

Память – это важнейшая способность человеческого существа накапливать, удерживать и воспроизводить полученную информацию. Соответственно, функция данного процесса включает в себя несколько этапов: запоминание, сохранение и воспроизведение (узнавание).  Нарушения памяти бывают очень многообразными. Незначительные расстройства могут возникнуть при обычном переутомлении, употребления алкоголя или определённых лекарственных препаратов, невротических реакциях и прочих состояниях. В подобных случаях нарушения памяти являются обратимыми. Как правило, они проходят при устранении провоцирующих факторов.

Более серьезные проблемы возникают при тяжелых патологиях центральной нервной системы, травмах и опухолях головного мозга. В таких ситуациях для полного или частичного восстановления памяти необходима экстренная медицинская помощь.

Возможные варианты патологии памяти

Возможные варианты патологии памяти

Нарушения памяти могут проявлять в виде дисмнезий и парамнезий (искажения воспоминаний). Дисмнезии, в свою очередь подразделяются на амнезии (отсутствие воспоминаний о событиях, произошедших в некий период времени), гипермнезии (усиление способности запоминать и воспроизводить большой объем информации на длительный период), гипомнезии (временное либо постоянно частичное снижение функции памяти).

В случае искажения воспоминаний, человек может замещать забытые фрагменты собственными фантазиями (конфабуляции) или фрагментами, относящимися к иному участку прошлого (псевдореминисценция). Также парамнезии включают в себя такие нарушения памяти, как криптомнезии, когда пациент предписывает себе воспоминания других лиц, эхомнезии – ощущения повторения событий, происходящих в прошлом или в сновидениях, палимпсесты – единовременное воспроизведение двух воспоминаний, полученных в один момент времени.

При различных психоэмоциональных нарушениях обычно страдает и концентрация внимания. У человека нарушается процесс обработки информации и способность к сосредоточению. Функциональные нарушения памяти и внимания часто возникают на фоне депрессивных состояний и повышенной тревожности.

Способность концентрировать внимание незаменима в процессе запоминания информации. Именно поэтому расстройства данной функции негативно влияют и на память человека. Патологии внимания могут проявляться в его неустойчивости (слабости), замедленности или рассеянности.

Существует мнение, что нарушения памяти и внимания – это необратимые процессы, возникающие вследствие возрастных изменений. В медицинских кругах подобная точка зрения считается ошибочной.

Расстройства мышления

Мышление также является одной из высших психических функций человека. По сути, данный процесс являет собой обобщенную форму восприятия и отражения различных объектов. Нарушения мышления могут развиться при разнообразных психических расстройствах, возникших вследствие определенных заболеваний (патологий сосудов головного мозга, болезни Альцгеймера, эпилепсии, черепно-мозговых травматических повреждениях и т.д.). Нарушения мышления включают в себя расстройства динамики мышления, нарушение его операционной стороны и нарушение мотивационного компонента.

Возможные варианты патологии мышления

Возможные варианты патологии мышления

Если у человека нарушена динамика мышления, для него характерны следующие формы клинических проявлений:

  • ускорение и бессвязность мышления, скачка идей, возникновение часто сменяющихся спонтанных ассоциаций, отсутствие целенаправленности мышления при сохранении способности к анализу собственных действий и признанию ошибок;
  • инертность мышления, при которой ассоциативный процесс становится замедленным, происходит задержка речевой реакции, возникают трудности с ответами на элементарные вопросы, наблюдаются явные нарушения логического мышления;
  • откликаемость – чрезмерная отзывчивость на любые внешние раздражители, которая часто сопровождается потерей ощущения места и времени, проявляются выраженные нарушения восприятия окружающей действительности;
  • непоследовательность суждений – неустойчивость суждений и ассоциаций при сохранении аналитической способности;
  • соскальзывание – внезапное отклонение от линии рассуждения в сторону случайных ассоциаций.

Если нарушена операционная сторона мышления, может возникнуть искажение процесса обобщения или его снижение (затруднение в обнаружении связи между различными предметами или полная неспособность осуществить данный процесс). Расстройства мотивационного компонента проявляются разноплановостью мышления (отсутствием целенаправленных действий), резонерством, некритичностью, бредовыми и навязчивыми состояниями.

Расстройства сознания

Нарушения сознания могут проявляться в его снижении, а также помрачении или изменении. Подобные состояния могут возникнуть вследствие многих неврологических и психических заболеваний, а также под влиянием внешних факторов (травмы, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами и т.д.). Такие нарушения сознания, как его снижение или выключение проявляются несколькими состояниями: обмороком (кратковременной потерей сознания), оглушением различной степени, сопором (патологическим сном) и комой (полное отсутствие сознания).

Острые нарушения сознания

Острые нарушения сознания

При помрачении сознания у больного возникают такие синдромы, как делирий (острый психоз), аменция (синдром помрачения сознания, возникающий при истощении), онейроидное помрачение сознания, сопровождающееся галлюцинациями с одной стороны и фрагментарным восприятием окружающей действительности с другой.

Нарушения сознания, характеризующиеся его измененным  состоянием, могут возникать даже у здоровых людей при переутомлении или повышенной концентрации на определенном предмете. Патологическими считаются следующие виды измененного сознания: большие и малые судорожные припадки, истерия, дисфория (приступы измененного настроения). Все эти формы нарушения сознания требуют тщательной диагностики у психолога и психиатра.

Расстройства личности

Нарушение личности или патологическое развитие личности – это стойкие расстройства различных областей психической деятельности человека. Эти расстройства проявляются дезадаптивным поведением, которое не связано с соматическими, психическими или неврологическими патологиями. Расстройства личности могут развиться еще в детском или подростковом возрасте вследствие недостаточного воспитания или наоборот слишком строгой дисциплины, антисоциального поведения родителей и т.д.

Нарушения личности принято классифицировать следующим образом:

  • Параноидальные. Чрезмерное недоверие к окружающим и подозрительность;
  • Шизоидное расстройство. Ограничение контактов с окружающими, отсутствие эмоциональных проявлений;
  • Диссоциальные. Игнорирование и нарушений общеустановленных норм и правил;
  • Пограничные. Нестабильность самооценки, социальных отношений, чрезмерная импульсивность;
  • Истерические. Стремление всегда быть в центре внимание, чрезмерная эмоциональность;
  • Нарциссические. Убежденность в собственном превосходстве;
  • Обсессивно-компульсивные. Стремление к совершенству, чрезмерная озабоченность порядком;
  • Зависимое расстройство личности. Паталогическая потребность в помощи и заботе окружающих;
  • Пассивно-агрессивные нарушения. Пассивное сопротивление или негативное отношение к адекватным требованиям и правилам;
  • Садистические. Стремление унижать других людей.

Стоит отметить, что большинство людей с нарушениями личности отказывают от медицинской помощи и всячески уклоняются от лечения.

Расстройства движений и действий

Нарушения движений и действий определяются как моторные расстройства, при которых человек не полностью контролируют движения своего тела (возникают нарушения координации движений), теряет способность к выполнению привычных бытовых действий и т.д. Нарушения движений и действий являются следствием расстройств исполнительных (эфферентных) и двигательных (афферентных) механизмов.

Нарушения координации движений и действий при эфферентных расстройствах вызываются парезами (ослабление движения мышц) или параличами. В основе афферентных нарушений обычно лежат более сложные процессы, такие как апраксия, кататоническая активность (бесконтрольные хаотичные движения), насильственные действия, при которых больные выполняют различные акты (плач, смех и т.д.)  помимо своей воли.

Одним из примеров нарушений двигательной активности могут служить тики – непроизвольные, быстрые, повторяющиеся движения. Тики могут быть также вокальными, проявляющиеся в покашливании, шмыганье носом и т.д. Острые тики относятся к вариантам нормы, однако их хроническое течение считается патологическим, так как нарушает процесс нормального взаимодействия человека в социуме. Сочетание различных типов двигательных и вокальных тиков в медицине принято называть синдромом Туретта.

Расстройства восприятия и воображения

Восприятие и воображение – это часть познавательных процессов человека, возникающих вследствие отражения сигналов от коры головного мозга. Воображением называют особую форму человеческой психики, которая, по сути, занимает некое промежуточное положение между памятью, мышлением и восприятием. Нарушения восприятия могут быть вызваны патологиями ЦНС, психическими и нервными расстройствами, депрессиями, а также банальным переутомлением. Как правило, возникновение расстройств восприятия и воображения являются прямым следствием нарушения мышления.

Нарушения восприятия могут включать в себя иллюзии и галлюцинации (зрительные, слуховые и прочие), неузнавание окружающих людей и обстановки, деперсонализацию. Иногда у больных наблюдается искажение вкусовых чувств.

Что касается расстройства воображения, то оно может проявляться как в его дефиците, так и в патологической активности. Проявлением подобных нарушений может стать виртуализация сознания, мифомания, псевдология, диссоциация воображения и т.д.

Расстройства эмоциональной сферы

Психология рассматривает человеческие эмоции в качестве субъективных реакций на  раздражители различного характера, которые могут проявляться в виде чувства наслаждения, тревоги, радости, страха и т.д. Все проявления жизнедеятельности человека сопровождаются эмоциями, которые являют собой механизм регуляции поведения и психической активности.

О нарушениях эмоциональной сферы говорят, когда на воздействие незначительных раздражителей у человека возникает чрезмерная, патологическая реакция. Как правило, провоцируют подобные расстройства органические поражения головного мозга, психопатии и прочие заболевания.

Классификация нарушений эмоциональной сферы включает в себя следующие виды расстройств:

Вид Определение
Эйфория Патологическая радость
Мория Немотивированно хорошее настроение, сопровождающееся дурашливостью, пошлыми шутками и т.д.
Дисфория Немотивированная злоба и тоска
Тревога Беспокойство и  тоска, проецируемые в будущее
Дистимия Подавленное настроение без видимых причин
Эмоциональная тупость Одно из нарушений эмоциональной сферы, связанное с оскудением или исчезновением способности к сопереживанию, этических, моральных и эстетических чувств
Эмоциональная лабильность Неустойчивость настроения
Апатия Полное безразличие к окружающему миру и себе
Неадекватность эмоций Несоответствие эмоциональных проявлений вызвавшему их событию

К проявлениям нарушений эмоциональной сферы относятся также депрессии и маниакальные состояния.

Расстройства интеллекта

Интеллект – это система всех познавательных способностей человека, в частности, способность распознавать и решать проблемы, воспринимать абстрактные объекты и устанавливать между ними взаимосвязь. Данная функция является чрезвычайно сложной и включает в себя множество компонентов, таких как ум, память, понимание, внимание, ассоциативное и абстрактное мышление и т.д.

Психология выделяет расстройство интеллекта врожденное (умственная отсталость) и приобретенное (деменция). В первом случае подобное состояние может быть вызвано внутриутробными патологиями либо нарушениями развития детей раннего возраста. В этом случае оценка интеллекта человека оценивается в контексте его поведения в семье и обществе.

Деменция – это потеря приобретенных интеллектуальных навыков. Часто такие нарушения встречаются у людей в пожилом возрасте (старческое слабоумие), но могут диагностироваться и у молодых лиц. О приобретенном нарушении интеллекта речь будет идти только тогда, если больной не страдает расстройствами сознания или мышления. Причины возникновения подобных расстройств кроются в дегенеративных заболеваниях головного мозга, некоторых инфекционных и вирусных поражениях, онкологических заболеваниях и т.д.

Диагностика и лечение всех вышеперечисленных нарушений психических функций, будь то нарушения памяти, восприятия, эмоциональной сферы, нарушения сознания и т.д. у взрослых и детей, входит в компетенцию психологов, психиатров, а также специалистов смежных специальностей. Современная психиатрия располагает множеством методов, с помощью которых больным возможно вернуть траченные функции частично или полностью. Лечение всегда разрабатывается с учетом основных причин, вызвавших психические расстройства.

Рейтинг: 1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Голосов: 2, 5,00 из 5)
Loading...