Причины и методы боробы с невнимательностью
Человеческий мозг ежеминутно принимает огромное количество сигналов из внешнего мира, среди которых ему необходимо выделить и усвоить полезные, отбросив ненужные. В этом ему помогает внимание – одна их психических функций, которая служит своеобразным фильтром и позволяет избежать умственной перегрузки. Невнимательность – это проблема, которой страдает больше половины населения земли. Часто она связана с определенными особенностями личности, при которых затруднен процесс отбора головным мозгом полезной информации, в иных случаях нарушения внимания могут явиться следствием с какого-либо заболевания.
Многие родители сталкиваются с проблемой невнимательности у ребенка, когда он начинает посещать дошкольное образовательное учреждение или школу. Таким детям очень трудно сосредоточиться, вследствие чего страдает и успеваемость. В этом случае очень важно не критиковать ребенка и не ругать его за плохие оценки, но постараться выяснить причины его невнимательности и найти оптимальные пути решения проблемы. У взрослых людей рассеянность и нарушения внимания часто является следствием игнорирования проблемы в детстве.
Провоцирующие факторы
Невнимательность у ребенка может быть вызвана самыми различными факторами. Специалисты рекомендуют, прежде чем думать о том, как устранить рассеянность, попытаться выявить ее точные причины, а их существует немало:
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Вследствие повышенной двигательной активности ребенок часто отвлекается и испытывает трудности со сосредоточением. Так как в такой ситуации удержать внимание ребенка очень непросто, от родителей и педагогов требуется максимальное терпение;
- Какое-либо соматическое заболевание, протекающее в острой или хронической форме. Слабое здоровье может являться одной из причин повышенной утомляемости, в результате которой и возникает невнимательность;
- Индивидуальные особенности нервной системы. Рассеянность обычно свойственна детям, нервная система которых является слабой и инертной;
- Переутомление. Если ребенок вынужден испытывать чрезмерные умственные физические нагрузки, его работоспособность и концентрация внимания страдают также, как и психоэмоциональное состояние;
- Частые стрессы и конфликты в семье и школе;
- Неправильный режим дня при отсутствии полноценного отдыха, рационального питания и нормального сна;
- Возрастные ограничения в развитии внимания. У младших школьников функция внимания может быть недостаточно развитой, тогда как уже к девяти-десяти годам ребенок учится концентрироваться и правильно распределять свое внимание;
- Отсутствие мотивации. Если какая-то деятельность ребенку не интересна, даже в самом малом возрасте он не будет прилагать усилий к ее выполнению. Здесь как раз важна мотивация, которая позволила бы ребенку включиться в процесс выполнения заданий.
Рассеянность школьника может являться следствием неблагополучных отношений в семье или со сверстниками. Те же причины могут помешать и взрослому человеку полноценно использовать собственное внимание. Если подобное состояние продолжается более полугода, настоятельно рекомендуется проконсультироваться с врачом-неврологом.
Типы и проявления
Невнимательность, которая может присутствовать у школьника, студента и даже взрослого человека можно поделить на несколько типов. Первым из них является рассеянность или так называемое «порхающее» внимание. В этом случае наблюдаются трудности с концентрацией на определенном объекте, тогда как переключение внимание происходит легко и часто непроизвольно. Чаще всего такой тип невнимательности встречается у детей дошкольного возраста.
Следующий тип, наоборот, характеризуется трудностями с переключением внимания при высокой степени концентрации. Подобное явление может встречаться в совокупности с навязчивыми мыслями, которые могут быть свойственны детям и подросткам вследствие определенных нарушений психики. Если у здорового ребенка наблюдаются трудности с концентрацией и одновременно с переключением внимания, скорее всего, эта проблема носит временный характер и связана с переутомлением.
Невнимательность у ребенка часто представляет гораздо большую проблему, чем гиперактивность или простое непослушание. Это происходит потому, что нарушения внимания нередко принимаются за застенчивость. Следующие проявления должны насторожить родителей, так как именно они свидетельствуют о невнимательности:
- ребенок не способен сосредоточиться на какой-либо конкретной задаче;
- о постоянно забывает или теряет свои игрушки, школьные принадлежности и т.д.;
- наблюдается упорное избегание любых видов деятельности, требующих усидчивости и сосредоточения;
- не успевает в школе из-за того, что постоянно совершает ошибки, не завершает до конца задания даже небольшого объема;
- любую работу ребенок выполняет гораздо медленнее своих сверстников;
- постоянно отвлекается, склонен к мечтательности;
- игнорирует инструкции;
- перескакивает с одной задачи на другую, не завершив ее до конца.
И хотя у любого школьника время от времени могут проявляться один или несколько из вышеописанных симптомов, особого внимания требуют те дети, которые испытывают такие трудности практически постоянно.
Детей с расстройствами концентрации можно разделить на два типа: активно-компульсивный и пассивный. В первом случае для ребенка характерно импульсивное поведение, поспешность, нежелание уделять достаточного количества времени учебе или иным занятиям. Любые задания выполняются очень быстро, но не проверяются, вследствие чего обнаруживается много ошибок, и страдает успеваемость. При нарушении внимания второго типа, наоборот, проявляется медлительность и задумчивость, мешающая ребенку во время выполнять задания. Стоит отметить, что если проигнорировать детскую рассеянность, то со временем она будет только прогрессировать и приведет к неудачам во взрослой жизни и будущей профессиональной деятельности.
Диагностика и помощь
Хроническая невнимательность должна быть выявлена как можно раньше, что найти наиболее эффективное решение проблемы. Если симптомы нарушения внимания и концентрации наблюдаются у ребенка длительное время, консультация специалиста становится необходимостью. Диагноз ставится на основании беседы с пациентом, а также результатов специальных тестов на внимательность. Очень важно дифференцировать простую рассеянность от проявлений различных соматических или психических заболеваний.
Выяснив причины невнимательности ребенка, родители вместе с психологом могут начать с ней бороться. Прежде всего, необходимо, чтобы мама и папа сами проявляли интерес к своему чаду и вовлекали его в любую целенаправленную деятельность. Следует наблюдать за тем, как ребенок выполняет домашние задания, научить его тщательно проверять их.
К настоящему моменту психологами разработано несколько эффективных игровых методик, направленных на тренировку внимания. Например, можно обратиться к следующим упражнениям:
- корректурные задания, делая которые ребенок должен отыскать определенные буквы в тексте и вычеркнуть их – это упражнение направлено на улучшение концентрации;
- задания на запоминания чисел, последовательности расположения объектов и т.д. — способствуют тренировке памяти;
- одновременное выполнение нескольких разноплановых заданий позволит ребенку научиться правильно распределять свое внимание.
Итак, только систематические занятия помогут избавиться от невнимательности и научиться концентрировать внимание. При этом необходимо забывать о мотивации и поощрении успехов, ведь только при соблюдении таких условий ребенок сам захочет стать более внимательным и сосредоточенным.