Механизмы перцепции и развитие социальных навыков

Перцепция (это слово означает «восприятие» в переводе с латыни) — это когнитивный процесс активного прямого отображения человеком разнообразных объектов, явлений, событий и ситуаций. Если же подобное познание направлено на социальные объекты и эффекты, то такое явление называется социальная перцепция. Разнообразные механизмы социальной перцепции ежедневно можно наблюдать в повседневной жизни.

Описание

Упоминания о таком психологическом явлении, как перцепция, встречались ещё в античном мире. Большой вклад в развитие этого понятия внесли философы, физики, физиологи и даже деятели искусства. Но наибольшее значение этому понятию придаётся в психологии.

Перцепция — это важнейшая психическая функция познания, проявляющаяся в виде сложного процесса получения и преобразования чувственной информации. Благодаря перцепции индивид составляет цельный образ объекта, который воздействует на анализаторы. Другими словами, перцепция — это форма сенсорного отображения. Это явление включает в себя такие характеристики, как выявление отдельно взятых признаков, корректное выделение информации, формирование и точность сенсорного образа.

Перцепция всегда связана с вниманием, логическим мышлением, памятью. Она всегда зависит от мотивации и обладает определённой эмоциональной окраской. К свойствам любого вида перцепции причисляют структурность, предметность, апперцептивность, контекстность и осмысленность.

Изучение этого явления интенсивно ведут не только представители разных отраслей психологии, но и физиологи, кибернетики, а также другие учёные. В своих дифференциальных исследованиях они широко используют такие методы, как эксперимент, моделирование, наблюдение, эмпирический анализ.

Понимание того, что собой представляют функции, структура, а также механизмы социальной перцепции, имеет для психологии не только общее, но и практическое значение. Большую роль это явление играет при создании информационных систем, в художественном конструировании, в спорте, педагогической деятельности и многих других сферах деятельности человека.

Факторы

Перцептивные факторы бывают как внутренними, так и внешними. К внешним факторам относят интенсивность, размер, новизну, контрастность, повторяемость, движение, а также узнаваемость.

К внутренним факторам относят:

  • Мотивацию. Индивид видит то, в чём сильно нуждается либо то, что считает очень важным для себя;
  • Установку личностного восприятия. Обычно человек ожидает увидеть то, что уже видел в подобной ситуации ранее;
  • Опыт. Индивид воспринимает то, чему научен прошлым опытом;
  • Характерологические особенности личности. Скажем, на оптимиста какое-то событие производит позитивный эффект, а на пессимиста — неблагоприятный;
  • Я-концепцию. Восприятие ситуации всегда пропускается через личностную призму восприятия себя.

Взаимодействие с социумом посредством восприятия

Ещё одним понятием, широко применяющимся в психологии и смежных с ней науках, является такая разновидность нашего восприятия, как социальная перцепция. Так называют оценивание и понимание человеком других людей и самого себя, а также иных социальных объектов. К таким объектам могут относиться разнообразные группы, социальные сообщества. Данный термин появился в 1947 г., а ввёл его психолог Д. Брунер. Появление этого понятия в психологии позволило учёным совсем иначе посмотреть на задачи и проблемы человеческого восприятия.

Люди — существа социальные. В течение жизни любой человек контактирует с другими людьми огромное количество раз, формируя разнообразные межличностные взаимоотношения. Отдельные группы людей также образуют тесные связи. Поэтому каждый человек оказывается субъектом огромного количества самых разных взаимоотношений.

Позитивное либо негативное отношение к окружающим людям напрямую зависит от нашего восприятия, а также от того, как мы оцениваем своих партнёров по общению. Обычно во время коммуникации мы оцениваем сначала внешность, а затем уже поведение партнёра. Вследствие этой оценки у нас формируется определённое отношение, делаются предварительные предположения о психологических качествах собеседника.

Социальная перцепция может проявляться в нескольких формах. Так, в большинстве случаев, социальной перцепцией называют восприятие самим человеком. Любой индивид воспринимает самого себя, а также свою либо чужую группировку. Также существует восприятие членами группы. Сюда относят восприятие в границах своего сообщества либо членов чужой группировки. Третья разновидность социальной перцепции — групповое восприятие. Группа может воспринимать как своего человека, так и членов чужого сообщества. Последний вид социальной перцепции рассматривает восприятие одной группой чужой группировки.

Сам процесс такой перцепции можно изобразить в виде оценочной деятельности. Мы оцениваем психологические особенности человека, его внешний облик, действия и поступки. В результате мы складываем о наблюдаемом определённое мнение, формируем чёткое представление о его возможных поведенческих реакциях.

Механизмы

Перцепция всегда является процессом прогнозирования чувств и поступков окружающих людей. Для полного понимания этого процесса требуется знание особенностей функционирования её механизмов.

Механизмы социальной перцепции показаны в следующей таблице:

НазваниеОпределениеПримеры
СтереотипизацияСтойкий образ либо же представление о людях, явлениях, который свойственен всем представителям одной социальной группыМногие считают, что немцы — страшные педанты, военные отличаются прямолинейностью, а красивые люди часто бывают самовлюблёнными
ИдентификацияИнтуитивное отождествление и познание личности либо группы в ситуациях непосредственной или опосредованной коммуникации. При этом возникает сравнение либо сопоставление внутренних состояний партнёровЛюди делают предположения о состоянии психики партнёра, пытаясь мысленно стать им самим
ЭмпатияЭмоциональное сопереживание другим, способность понимать другого человека посредством оказания эмоциональной поддержки и вживания в его переживанияЭтот механизм считается необходимым условием для успешной работы психотерапевтов, врачей и учителей
РефлексияСамопознание путём взаимодействия с другим человеком. Оно становится возможным благодаря способности индивида представлять  себе то, как его видит партнёр по коммуникацииПредставим себе диалог гипотетических Саши и Пети. В такой коммуникации участвуют не менее 6 "ролей": Саша, какой он есть; Саша, каким он видит себя сам; Саша, каким его видит Петя. И эти же роли со стороны Пети
АттракцияПознание другого человека, основанное на стойком позитивном чувстве. Благодаря аттракции люди не только учатся понимать партнёра по коммуникации, но и формируют насыщенные эмоциональные взаимоотношенияПсихологи выделяют такие виды этого перцептивного механизма: любовь, симпатия и дружба
Каузальная атрибуцияЭто процесс прогнозирования поступков и чувств окружающих людейНе понимая чего-то, человек начинает приписывать своё поведение,Не понимая чего-то, человек начинает приписывать своё поведение, чувства, свойства личности, мотивы другим людям

Особенность межличностного познания состоит в том, что оно учитывает не только разнообразные физические особенности, но и особенности поведения. Если субъект такого восприятия участвует в коммуникации активно, то он устанавливает согласованное взаимодействие с партнёром. Поэтому социальная перцепция сильно зависит от мотивов, эмоций, мнений, предубеждений, установок и пристрастий обоих партнёров. В социальной перцепции обязательно также присутствует субъективное оценивание другого человека.

Зависит ли наше восприятие от социума?

В межличностной перцепции существуют разнообразные половые, классовые, возрастные, профессиональные, индивидуальные различия. Известно, что маленькие дети воспринимают человека по внешности, обращая особенное внимание на его одежду, а также на наличие специальной атрибутики. Ученики также сначала оценивают учителей по их внешнему виду, а вот педагоги воспринимают учеников по их внутренним качествам. Подобные различия встречаются у руководителей и подчинённых.

Важное значение для перцепции имеет также профессиональная принадлежность. К примеру, педагоги воспринимают людей по умению вести разговор, а вот, скажем, тренер обращает внимание на анатомию человека, а также на то, как он двигается.

Социальная перцепция сильно зависит от предыдущей оценки нашего объекта восприятия. В интересном эксперименте фиксировались преподавательские оценки 2 групп учеников. Первая группа состояла из «любимых», а вторая — из «нелюбимых» учеников. Причём «любимые» дети специально делали ошибки при выполнении задачи, а «нелюбимые» решали её правильно. Однако учитель, невзирая на это, положительно оценивал «любимых» и отрицательно — «нелюбимых» детей. Приписывание любых характеристик всегда осуществляется по такой модели: людям с отрицательной характеристикой приписываются негативные поступки, а положительным людям — хорошие.

Первое впечатление

Психологи выяснили, какие факторы вызывают наиболее сильное впечатление в процессе возникновения социальной перцепции. Оказалось, что обычно люди обращают внимание сначала на причёску, потом на глаза, а затем — на выражение лица незнакомца. Поэтому если вы будете радушно улыбаться своим собеседникам при знакомстве, то они воспримут вас дружелюбно и будут более позитивно настроены.

Есть 3 основных фактора, влияющих на то, как формируется первое мнение о каждом человеке: это отношение, привлекательность и превосходство.

«Превосходство» наблюдается тогда, когда личность, в чём-то превосходящая конкретного человека, оценивается намного выше и по остальным характеристикам. Происходит глобальный пересмотр оцениваемой личности. Причём, сильнее всего на этот фактор влияет неуверенное поведение наблюдателя. Поэтому в экстремальной
ситуации практически все люди способны доверять тем, к кому ранее и близко не подошли бы.

«Привлекательность» объясняет особенности перцепции для привлекательного по своим внешним данным партнёра. Ошибка перцепции здесь в том, что привлекательную внешне личность окружающие люди часто сильно переоценивают по её социальным и психологическим свойствам.

«Отношение» рассматривает восприятие партнёра в зависимости от нашего отношения к нему. Ошибка перцепции в этом случае заключается в том, что мы склонны переоценивать тех, кто хорошо относится к нам либо разделяет наше мнение.

Как развить перцептивные навыки

Д. Карнеги считает, что взаимная сильная симпатия и эффективное дружеское общение возникают благодаря обычной улыбке. Поэтому для развития перцептивных навыков он предлагает, прежде всего, научиться правильно улыбаться. Для этого надо ежедневно выполнять перед зеркалом специально разработанные этим психологом упражнения. Мимика даёт нам настоящую информацию о переживаниях человека, поэтому научившись управлять своей мимикой, мы совершенствуем навыки социальной перцепции.

Чтобы научиться различать эмоциональные проявления и развивать навыки социального восприятия, также можно использовать методику Экмана. Этот метод заключается в выделении на человеческом лице 3 зон (нос с областью вокруг него, лоб с глазами, рот с подбородком). Проявление 6 ведущих эмоциональных состояний (к ним относятся радость, гнев, удивление, страх, отвращение и грусть) отмечается в этих зонах, что позволяет каждому человеку распознавать и расшифровывать мимические проявления другого человека. Эта перцептивная методика получила широкое распространение не только в обычных ситуациях коммуникации, но и в психотерапевтической практике взаимодействия с патологическими личностями.

Итак, перцепция — это сложнейший механизм психологического взаимодействия человека и воспринимаемого им объекта. Это взаимодействие происходит под влиянием огромного количества факторов. Характеристиками перцепции выступают возрастные особенности, жизненный опыт человека, специфические эффекты, а также разнообразные личностные свойства.

Рейтинг: 1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Голосов: 2, 5,00 из 5)
Loading...

Подробнее в Общее
Фрустрация
Что такое фрустрация, методы диагностики и лечения

Наша жизнь полна разочарований и несбыточных желаний. Страх потерять что-то...

Амбивалентность мышления
Амбивалентность человеческих чувств — патология или зрелость?

Одновременное существование у человека противоположных идей, желаний или же эмоций...

Закрыть