Виды, диагностика и лечение апраксии

Апраксия (с греческого – «бездействие») — это неврологическое заболевание, при котором происходит нарушение сложных произвольных и целенаправленных движений.

Причины развития

  • Доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга;
  • Сосудистая патология в лобных долях головного мозга;
  • Инсульт в анамнезе больного;
  • Различные травмы головного мозга;
  • Последствия нейроинфекций;
  • Инволюционные изменения головного мозга (болезнь Альцгеймера)

Выделяют следующие виды апраксии: лобную, моторную, премоторную, кортикальную и билатеральную апраксию.

Классификация

  1. Моторная. Пациент не может воспроизвести любое активное действие, как по просьбе врача, так и по подражанию. Человек понимает, какое именно движение ему необходимо совершить, но он не может выполнить задание, даже после того, как ему это действие или движение показал врач (например, развязать простой узел на шнурке):
    • Афферентная моторная. Человек не может правильно приспособиться к форме и длине предмета, которым пытается манипулировать, кисть больного не принимает соответствующую форму или позу, необходимую для выполнения определенного действия (взять ложку и начать кушать суп);
    • Эфферентная моторная. Человек испытывает большие трудности в выполнении несколько последовательных движений, которые нужны для определенных действий. Часто у больного можно наблюдать выраженные персеверации. У людей нарушается почерк, они не могут настучать пальцами простой ритм ;
  2. Идеаторная. У человека происходит нарушение планирования двигательной активности, а также нарушен контроль над выполненными действиями. При этом виде апраксии у больного нарушена правильная последовательность выполнения действий, возникают не соответствующие и ненужные движения. Пациент не может выполнить действия с данными или воображаемыми предметами. Например, пациент не может показать врачу, как заварить пакетик чая в кружке, как надо расчесывать волосы. Однако человек может совершить эти действия, если будет повторять за врачом, некоторые пациенты выполняют ряд действий автоматически. При этом заболевании пациент не только практически полностью утрачивает свои профессиональные навыки, он уже не может сам себя обслуживать. Идеаторная апраксия возникает в результате поражения височной области и лобных долей головного мозга;
  3. Области мозга, участвующие в первичном прогрессировании апраксии речи

    Области мозга, участвующие в первичном прогрессировании апраксии речи

    Конструктивная. У человека отсутствуют пространственные представления, чувство объема предмета. У больного нарушена пространственная ориентация. При этом заболевании пациенты по просьбе врача не могут собрать целое из составных частей (квадрат из четырех спичек). Но, при этом виде апраксии больной может воспроизвести ряд других действий, как по просьбе врача, так и по копированию за ним. Конструктивная апраксия является следствием поражения нижних отделов теменных долей. При этом заболевании перед пациентом встает проблема с пространственным выбором места для письма на чистом листе, некоторые пациенты не могут перерисовать простой рисунок, иногда нарушается само письмо;

  4. Апраксия ходьбы. Походка больного нарушена, у него появляется неуверенность в походке, часто падает и спотыкается. При апраксии ходьбы у людей не диагносцируются моторные и сенсорные нарушения. Апраксия ходьбы является симптомом поражения коры лобных долей;
  5. Апраксия оральная. Происходит нарушение речи, пациент не может правильно воспроизвести различные звуки. При этом заболевании человек испытывает большие трудности в выполнении простых артикуляционных движений при участии мускулатуры полости рта (не может достать кончиком языка до твердого неба, сжать губы «трубочкой», сильно высунуть язык). Апраксия оральная нередко сочетается с афферентной моторной афазией;
  6. Пространственная апрактоагнозия. Человек испытывает большие трудности в написании букв, зеркальном отображении письма;
  7. Мимическая или лицевая. У больного отмечаются нарушения речи (дизартрия);
  8. Синдром «чужой руки»- относится к психо-неврологическим расстройствам. и характеризуется тем, что одна или две руки действуют сами по себе, независимо от желания самого больного (этот синдром сопровождают приступы эпилепсии). При этом заболевании одна рука пациента может расчесывать волосы, а другая рука, наоборот, взлохмачивать их. Синдром «чужой руки» имеет другое название – «рука-анархист», больная рука пациента ведет себя автономно и может нанести вред самой себе (засунуть пальцы в кипяток или в оголенные провода);
  9. Кинетическая апраксия. Человек может планировать и контролировать свои активные движения, но у него утрачены автоматические навыки. Если понаблюдать за пациентом с кинетической апраксией, то можно увидеть, что все его движения очень медленные и неуверенные. Такие больные вынуждены контролировать выполнение самых простых движений, в том числе и в быту. При этом виде апраксии, на компьютерной томографии видны зоны поражения заднелобных премоторных зон головного мозга;
  10. Кинестетическая апраксия (идеомоторная). У человека утрачиваются пространственные и соматотопические представления, но сохраняется планирование двигательной активности. В бытовой жизни примером кинестетической апраксии может служить апраксия одевания, которая характеризуется нарушением самого акта одевания (при попытке надеть брюки, больной одевает их задом наперед и не может правильно засунуть ногу в штанину). У человека с этим видом заболевания нарушается понимание процесса движения и выполнения символических действий. Диагноз подтверждают результаты компьютерной томографии, на которой находят различные поражения теменных долей головного мозга;
  11. Проводниковая. Пациенты испытывают большие трудности в воспроизведении действий за врачом, хотя самостоятельная деятельность не утрачена. При этом неврологическом заболевании больной может выполнить символические действия по просьбе врача. На компьютерной томограмме видны участки поражения теменных долей головного мозга;
  12. Диссоциативная. Человек испытывает большие трудности в выполнении движения по просьбе врача, хотя самостоятельное выполнение и повторение большинства действий за врачом сохранены. При этом виде апраксии происходит нарушение связи между ответственными участками : сенсорными компонентами речи и двигательными зонами головного мозга. При компьютерном исследовании обнаруживается поражение передней спайки мозолистого тела;
  13. динамическая апраксияДинамическая. У человека нарушено непроизвольное внимание, а также затруднен процесс запоминания и автоматизации новых движений. Эти симптомы проявляются при поражении глубинных неспецифических структур головного мозга. При выполнении заученных программ действий, у пациентов происходят длительные паузы и ошибочные движения, но человек сам обращает на это внимание и пытается исправиться;
  14. Апраксия речи. Возникает как следствие поражения участка головного мозга, происходит нарушение участия группы мышц в обеспечении речи, у таких пациентов невнятная речь. Апраксия речи это очень сложная патология детского возраста.

Диагностика

Необходимо проводить дифференциальную диагностику между апраксией, парезами и параличами.

Для постановки диагноза апраксии врач невролог проводит тестирование двигательно-кинестической функций, использует неврологическое обследование и специальные психоневрологические пробы. Для уточнения локализации участка поражения при заболеваниях головного мозга необходимо проведение КТ и ЯМР. Невролог дает указания больному сделать несколько заданий, которые включают в себя несколько последовательных движений, в том числе и повторение действий врача.

Невролог предлагает пациенту выполнить несколько указанных действий: расчесать волосы, взять кружку в руки и попить воды из нее, написать несколько слов и так далее. После этого пациент совершает различные действия с реальным или воображаемым предметом (положить книгу в шкаф, почистить одежду).

Терапия

Терапия направлена на коррекцию двигательных навыков больного. Врач должен обучить пациента целенаправленным действиям, при сохранных у больного психических функциях. Если апраксия сочетается с нарушениями речи, что усложняет вербальный контакт с больным и его социальную адаптацию.

В детском возрасте апраксия часто диагностируется при врожденном слабоумии, задержке психомоторного развития и ДЦП.

При апраксии больным подбираются схемы индивидуальной терапии, применяется физиолечение, занятия с логопедом и большое значение придается трудовому обучению больных. Пациентам с серьезными неврологическими нарушениями необходимо оказать психологическая помощь, круглосуточное наблюдение и социальный работник.

Рейтинг: 1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Голосов: 3, 3,33 из 5)
Loading...

Подробнее в Неврология
афазия
Виды и симптомы афазии

Афазия представляет собой нарушение акта речи, возникающее из-за повреждения коры...

Закрыть