Причины возникновения и клинические примеры демонстративного типа личности

Демонстративный или застревающий тип личности – это одна из акцентуаций характера, которая характеризуется эгоцентризмом, жаждой признания, стремлением находиться в центре всеобщего внимания. Демонстративная личность склонна к позерству, совершению поступков, рассчитанных на произведение внешнего эффекта. Психиатрия и психология может рассматривать подобные ярко выраженные акцентуации характера в качестве расстройства личности, требующего психотерапевтической коррекции.

Впервые теория об акцентуированных личностях была предложена К. Леонгардом в 1968 году, впоследствии другие ученые и психологи продолжали изучать этот вопрос, предлагая новые методы диагностики акцентуаций и их подробные характеристики. Методика выявления акцентуированных черт характера, разработанная Леонгардом, включает в себя ряд вопросов, по ответам на которые можно сделать вывод о типе личности пациента. Переработанный и дополненный тест был также предложен другим психологом А. Личко. Оба опросника получили широкое распространение в современной психологии, и хотя названия типов личности в них варьируются, общие характеристики остались неизменными. Так, застревающая личность по Леонгарду соответствует личности параноидного или паранойяльного типа по Личко, демонстративный тип приравнивается к истероидному, педантичный к астеническому и т.д.

Основные проявления

Акцентуации – это крайнее выражение нормальной личности, обуславливающее предрасположенность к возникновению различных психосоматических патологий. Рассматривая особенности личности демонстративного типа, можно отметить, что существуют и другие акцентуации во многом схожие по своим проявлениям. Если обобщить их, то можно говорить о таком понятии, как антисоциальная личность, к которому в той или иной мере относятся:

  • Демонстративная личность. Отличается постоянным стремлением находиться в центре внимания, склонностью к фантазированию, эксцентричностью. Чувства у таких людей часто поверхностны, лишены глубины, но это не мешает им довольно легко сходиться с окружающими. Среди индивидов с демонстративным складом характера преобладают творческие личности, легко меняющие свои интересы и увлечения;
  • Педантичная личность. Здесь основной чертой выступает пунктуальность, мнительность, повышенная тревожность. Нередко таким людям свойственны альтруистические проявления, принципиальность, целеустремленность;
  • Застревающая личность. Для таких индивидов характерно сосредоточение на какой-либо моно-идее, авторитарность, склонность к формированию бредовых идей, имеют достаточно высокую самооценку;
  • Возбудимый тип личности. Таких людей, пожалуй, в большей степени можно отнести к антисоциальным личностям, так как для них характерны внезапные вспышки агрессии, гнева, склонность к непредсказуемым часто неадекватным поступкам, которые сами он объясняют неправильным поведением окружающих.

Антисоциальный склад характера может представлять собой расстройство личности, составляющее так называемую «краевую» группу, приближаясь к психозам и аффективным расстройствам. Антисоцильная личность, как отдельный тип акцентуации, характеризуется склонность к аморальным и даже криминальным поступкам, неприятием общепринятых норм и правил. Такие люди в буквальном смысле противопоставляют общественную мораль собственной нравственности. Личность подобного склада можно назвать конфликтной, так как любые события и поступки окружающих, воспринимаются ей исключительно в негативном ключе.

Демонстративный или застревающий тип личности интересен тем, что в нем в равной степени присутствуют как положительные, так и негативные моменты. Таким образом, в благоприятных условиях у человека формируется положительный характер, а под воздействием различных негативных факторов – отрицательный. Плюсом такого склада характера, несомненною является то, что человек любыми путями старается превзойти окружающих, а значит, добивается действительно высоких результатов в различных сферах своей жизни.

При преобладании истерических черт человек, напротив, может испытывать крайнее самодовольство без видимых на то причин. Паранойяльные же личности, как правило, не обладают такой способностью к самовнушению, а потому им приходится добиваться признания окружающих реальными поступками и достижениями. Однако такое честолюбие часто превращается в негативную черту. Подобной особенностью обладает и антисоциальная личность, которая на любой протест общественности отвечает агрессией и враждебностью.

Возможные причины

Антисоциальная личность, так же как и другие типы личности, обычно начинает формироваться еще в детском возрасте. Ученым удалось выяснить, что определенная роль в этом процессе принадлежит наследственности, а также методам воспитания, которые были приняты в семье. Нередко слишком жесткое, авторитарное воспитание с повышенными требованиями к ребенку способствует формированию возбудимой, демонстративной или конфликтной личности. Не менее пагубно на психике ребенка может сказывать противоречивое воспитание, когда родители сами не могут найти общий язык между собой и придерживаются различных подходов воспитания.

Установление причин, повлекших за собой, формирование той или иной акцентуации характера, важно для проведения эффективной коррекции. Психотерапевтическое воздействие необходимо не всегда, а лишь в тех случаях, когда определенные черты характера являются выраженными настолько, что мешают индивиду нормально взаимодействовать в социуме. Также не следует забывать, что преобладание демонстративных или иных черт может способствовать развитию определенных психопатологических состояний.

 

Клинические примеры

Чтобы более подробно рассмотреть, каким образом демонстративная акцентуация может привести к формированию положительного или отрицательного характера, можно рассмотреть реальные примеры, имевшие место в клинической практике психологов и психотерапевтов.

Так, рассмотрим пример Господина Б., рожденного в начале 20 века в богатой буржуазной семье. Мать его отличалась спокойным, тихим нравом, отец являлся владельцем крупного предприятия и считался справедливым, целеустремленным человеком. Сам Б. с юных лет отличался честолюбием, свойственным всем демонстративным личностям, очень остро реагировал на любую критику или низкие оценки. Он с отличием закончил учебы и быстро продвигался по карьерной лестнице, выделяясь своей эрудицией и энергичностью. Стоит отметить, что этот человек не просто предъявлял высокие требования к окружающим, но и сам служил примером для подражания. На протяжении жизни, а в особенности после Первой Мировой войны, Б. приходилось не раз начинать все с нуля, но трудности только придавали ему еще большей решительности, а самых высоких постов он добивался не благодаря знакомствам, но за счет собственных достижений.

Таким образом, до зрелого возраста акцентуированный характер Б. играла ему исключительно на руку, но в пожилом возрасте проявились и отрицательные стороны. В возрасте шестидесяти лет, потеряв былой авторитет, он стал проявлять враждебность по отношению к вышестоящему начальству и более молодым сотрудникам, остро чувствовать несправедливость по отношению к себе. Теперь черты застревающей демонстративной личности побуждают его лишь к бесплодному противостоянию с начальством и более успешными коллегами.

В качестве другого примера можно рассмотреть музыканта, который с детства не проявлял особого интереса к учебе, но интересовался игрой на скрипке. Благодаря своему честолюбию, этот человек построил блестящую карьеру, хотя постоянно имел столкновения с руководителями и никогда не соглашался идти даже на минимальные уступки. Все это заставляло талантливого музыканта постоянно менять работу. Вследствие таких эмоциональных перегрузок в возрасте пятидесяти лет у него развился профессиональный невроз. Это говорит о том, что честолюбие в этом случае даже в самые успешные годы не всегда могло компенсировать чувствительность и возбудимость.

Оба обследуемых не были психически больными, хотя у обоих имелись признаки начинающейся психопатологии.

Диагностика и коррекция

Демонстративная, педантичная, возбудимая или иная акцентуированная личность может быть выявлена с помощью специальных тестов и опросников. Лечение обычно проводится с помощью психотерапевтических методик, которые подбираются индивидуально. Основной целью терапевтического курса становится обучение пациента использовать особенности своего характера во благо, контролировать собственное поведение и эмоции. С пациентом могут проводится систематические беседы, формирующие четкое представление о том, что лучшим и самым надежным способом привлечения внимания и признания окружающих является социально полезная деятельность.

Важно понимать, что человек с демонстративным типом характера, не развивший у себя ни одного полезного, интересного навыка, может превратиться в антисоциальную, истероидную личность. Не допустить этого можно, выявляя подобные акцентуации еще с детского и подросткового возраста и проводя соответствующую корректирующую работу с предрасположенными личностями.

Рейтинг: 1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Голосов: 5, 3,00 из 5)
Loading...
    WordPress › Ошибка

    На сайте возникли временные проблемы технического характера.