Виды и методы борьбы с импульсивным поведением
Содержание
Импульсивность в психологии рассматривается как предрасположенность к стихийной, молниеносной реакции на любые внешние или внутренние раздражители без учета возможных последствий. В рамках этого понятия говорят об импульсивном поведении, когда человек действует бездумно, но впоследствии нередко раскаивается в содеянном или, наоборот, еще больше усугубляет сложившуюся ситуацию. Данная особенность характера может проявляться как в детском, так и во взрослом возрасте вследствие повышенной эмоциональной возбудимости, переутомления, эмоционального перенапряжения, а также некоторых заболеваний.
Такие качества, как импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность присущи в основном экстравертам. Понятие импульсивности можно противопоставить рефлективности – склонности к тщательному обдумыванию проблемы и взвешиванию принимаемых решений.
В психологии и психиатрии импульсивность также трактуется как болезненная форма поведения, при которой человек совершает определенные действия, повинуясь непреодолимым влечениям, то есть практически неосознанно. Получается, что импульсивных людей снижен уровень самоконтроля, а их действия носят скорее автоматизированный характер.
Импульсивное поведение и его виды
Импульсивность проявляется сложностями в противостоянии неким сиюминутным побуждениям, которые в итоге практически всегда приводят к неприятностям, как для самого больного, так и для его ближайшего окружения. Можно привести несколько примеров болезненного импульсивного поведения:
- клептомания – болезненная тяга к воровству;
- игромания – патологическое влечение к азартным играм;
- импульсивные покупки – приобретение ненужных вещей, озабоченность покупками;
- пиромания – непреодолимая тяга к поджигательству;
- импульсивное половое поведение – неконтролируемая, чрезмерная сексуальная активность, которая может проявляться не только в половой распущенности, но и вуайеризме, фетишизме, эгсбиционизме и прочих наклонностях;
- импульсивное пищевое поведение – компульсивное переедание, анорексия, булимия и т.п.
Вышеперечисленные расстройства встречаются достаточно часто среди взрослых людей и подростков, и приводит к существенному снижению качества жизни. Однако повышенная импульсивность достаточно легко устраняется с помощью грамотной когнитивно-поведенческой психотерапевтической работы.
Импульсивное поведение в детском возрасте
Импульсивность у детей также является особенностью характера, заключающейся в действиях по первому побуждению вследствие влияния каких-либо эмоций или раздражителей. Ввиду возрастной недоразвитости контроля поведения подобная особенность часто встречается у дошкольников и младших школьников. При адекватном развитии ребенка такая форма импульсивности довольно легко корректируется, однако не исключено, что по мере взросления эта особенность поведения вновь вернется.
В подростковом возрасте импульсивность часто становится следствием эмоциональной возбудимости, переутомления, стресса.
Большинство психологов рассматривают импульсивное поведение маленьких детей в качестве нормального явления, так как в связи с возрастом и рядом других объективных факторов нельзя требовать от них полного контроля собственного поведения. Центральная нервная система активно формируется в первые несколько лет жизни, а более или менее регулировать спонтанно возникающие импульсы ребенок начинает только к восьми годам. По сути, отсутствие произвольной регуляции поведения является просто естественной возрастной особенностью.
Выявление
Диагностика импульсивности выполняется психологом или врачом-психотерапевтом с помощью специальных опросников и тестов. Окончательный диагноз ставится, если состояние пациента удовлетворяет следующим критериям:
- импульсивное поведение постоянно повторяется, несмотря на негативные последствия;
- пациент не может контролировать собственное поведение;
- больной испытывает буквально непреодолимое желание совершить импульсивный поступок;
- после совершения импульсивного действия пациент чувствует себя удовлетворенным.
Импульсивность – это состояние, с которым необходимо бороться, прежде всего, для повышения качества жизни самого пациента. В зависимости от причин, вызвавших импульсивное поведение, и личностных особенностей больного подбирается индивидуальная методика лечения.
Методы борьбы
Итак, наиболее предпочтительный метод коррекции врач-психотерапевт всегда определяет строго в индивидуальном порядке, рассматривая множество факторов, в том числе и особенности развития нервной системы пациента. В ряде случаев избавиться от импульсивности помогает грамотно подобранная фармакологическая терапия с применением антидепрессантов и нейролептиков. Медикаменты назначаются в тех случаях, когда импульсивность является проявлением какого-либо психического расстройства личности.
Бороться с импульсивным поведением также помогают различные психотерапевтические методы. Наибольшее распространение получила когнитивно-поведенческая психотерапия, которая наиболее эффективная при проведении в индивидуальном режиме, однако не исключено и посещение групповых занятий.
Импульсивность в детском возрасте также нельзя пускать на самотек. И хотя по мере взросления поведение ребенка будет меняться, основная задача взрослых состоит в формировании у него способности правильно соразмерять собственные побуждения и ожидаемые результаты. То есть, ребенок должен понимать, что все его действия повлекут за собой определенные последствия. При этом важно выработать систему поощрений, чтобы у ребенка сформировалось понятие о «правильном» поведении. По сути, взрослый направляет ребенка в нужном направлении и постепенно перекладывает на него ответственность за его поведение. Стоит отметить, что самая большая ошибка родителей состоит в том, что они пытаются «выдрессировать» собственного ребенка, научив его самоконтролю посредством наказаний. Данная стратегия в корне неправильна и может привести к развитию у ребенка серьезных психических отклонений в будущем.
Большое значение в коррекции импульсивности у дошкольников и младших школьников имеют совместные игры, предполагающие сдерживание побуждений и принятие во внимание интересов остальных участников. В дальнейшем еще больше способствовать нормализации поведенческой активности станет учебная деятельность.