Что изучает психология личности и какие типы личности бывают?

Психология личности является одной из наиболее популярных отраслей психологической науки; эта наука изучает, что такое личность, как она развивается и изменяется, а также сходства и различия людей.

Предмет изучения

Личность определяет нашу суть. Эта психологическая структура влияет на все аспекты жизни, включая принятие решений, взаимодействие с людьми, выбор друзей и романтических партнёров. Но какие факторы влияют на нас? Где заканчиваются наши внутренние границы? Может ли человек изменить свою личность или она остаётся неизменной в течение всей жизни?

Издавна психологи стремятся понять, как развивается личность и как она влияет на наши мысли и поведение в социуме. Учёные доказали, что на её структуру влияют самые разные факторы: генетика, социальное воспитание, особенности развития и индивидуальный опыт.

Хотя психология личности не даёт единого определения, личность в рамках этой науки воспринимается как некая субстанция, которая формируется внутри индивида и последовательно развивается на протяжении жизни. Каждый человек абсолютно уникален и отличается характерными паттернами чувств, мыслей, поведения и эмоций.

Наша личность включает в себя внутренние мысли, модели поведения, а также наши социальные отношения. Она напрямую влияет на то, кем мы видим себя и во что мы верим, что мы думаем о других людях и о мире вокруг нас. Психология личности позволяет психологам предугадывать, как люди будут реагировать в определённых ситуациях, какие проблемы их волнуют, какие жизненные ценности, человеческие качества и типы отношений они предпочитают.

В какой-то мере, все мы — личностные психологи. Ежедневно мы наблюдаем за своими социальными отношениями и пытаемся понять, почему люди ведут себя определённым образом. Ежедневно мы оцениваем окружающих. Осознаём мы это или нет, но наши размышления о поведении окружающих сильно напоминают то, как исследуют человека психологи.

Мы делаем то же самое, что и они, когда сталкиваемся с нестандартными событиями в повседневной жизни. Почему эта девушка улыбается мне? Будет ли профессор снисходителен на экзамене? Как мне убедить соседа не ставить свою машину на моё место парковки?

Разница лишь в том, что наша характеристика личности скорее направлена на отдельных индивидуумов, а психологи используют общие теоретические представления, которые могут применяться к каждому человеку. Психология личности включает в себя целый ряд теорий, которые помогают объяснить, каким образом у людей развиваются определённые личностные черты и почему это происходит.

Персона или личина?

Поскольку сегодня существуют разные подходы к изучению человека, нам нужно понять, что именно подразумевается под термином «личность». Английское понятие «personality» происходит от латинского слова «persona», которое было названием театральной маски. Такие маски надевали актёры, чтобы исполнять разные роли или скрыть свою личность. Кстати, здесь можно провести аналогию между русским понятием «личность» и древнерусским словом «личина». Оно означало маску, которую носили скоморохи во время представлений.

Личность остаётся устойчивым образованием на протяжении жизни. Это то, что имеется у каждого из нас. У одних людей личность более развита, у других находится в зачаточном состоянии. Одна из базовых потребностей любого индивида – заниматься саморазвитием и самосовершенствованием для того, чтобы проявить себя в полной мере.

Психологи разных психологических направлений дают разнообразные определения этому термину, но все они сходятся на том, что личность представляет собой образец относительно постоянных черт, признаков и уникальных характеристик, которые делают поведение человека индивидуальным и последовательным.

Компоненты личности

Из чего же складывается личность человека? Что является признаком зрелости личностного развития? Прежде всего, разные типы людей отличаются между собой образом мыслей и силой проявления эмоций. К основным личностным характеристикам также относятся:

  • Последовательность. Личность задаёт определённый порядок и регулярность поведения. В одной и той же ситуации разные люди часто поступают сходным образом;
  • Физиологические и психологические признаки и свойства. Личность – это, прежде всего, психологическая структура, но она сильно зависит от физиологических процессов и потребностей;
  • Регулятор человеческого поведения. Личность не только влияет на то, как мы действуем и реагируем на окружающую среду. Она также заставляет человека поступать определённым образом, формируя его направленность;
  • Многомерность. Человек намного больше, чем просто социальное поведение. Личностная многомерность проявляется во всех наших мыслях, чувствах, близких отношениях и других взаимодействиях.

Когда речь заходит о личности, многим людям приходят на ум такие понятия, как «темперамент» и «характер». В повседневной жизни эти термины часто используются наравне с «личностью», либо вместо неё. Но в психологии эти понятия имеют разные значения. Темперамент относится к аспектам психологической индивидуальности, которые закладываются от рождения или на самых ранних этапах развития ребёнка, то есть имеет под собой биологическую основу. Характер относится к тем личностным качествам, которые относятся к нравственному поведению (самообладание, воля, целостность и т.п.). Личность же — более широкое понятие, сюда входит и темперамент, и характер.

Теоретические направления

Есть множество теорий, которые дают представление о том, как развивается наша личность. Разные психологические направления имеют отличные подходы к изучению личностного развития. К основным теориям, описывающим личность, относятся:

  • Типирование. Существует ограниченное количество «типов личности», которые зависят от генетических факторов;
  • Теории личностных черт. Личность рассматривается здесь как результат внутренних характеристик человека, которые базируются на генетической основе;
  • Психодинамическое направление. Рассматривает, как влияет на человека бессознательное;
  • Поведенческие теории. Поведенческие теоретики рассматривают только такое поведение, которое можно измерить и пронаблюдать. Они отвергают все теории, которые опираются на внутренние чувства и мысли;
  • Гуманистическое направление. Гуманисты подчеркивают особую важность индивидуального опыта и свободного волеизъявления в личностном развитии.

Давайте подробнее рассмотрим эти теории.

Типирование

Психологи этого направления делят всех людей на разные типы и уверены, что именно врождённые черты определяют все наши характеристики, как общие, так и уникальные. Однако им до сих пор не известно, сколько индивидуальных черт должно быть у человека.

Карл Юнг был первым психологом, который начал изучать и классифицировать людей по типам. Его теория основывалась на четырёх функциях психики: интуиции, ощущении, мышлении и чувстве. Кроме того, Юнг считал, что все люди являются либо экстравертами, либо интровертами. По мнению Юнга, личность индивида развивается на протяжении всей жизни.

Вслед за Юнгом, Изабель Бриггс Майерс и ее мать, Кэтрин Кук Бриггс, создали типологию Майерс-Бриггс. Согласно этой теории, существует 16 различных личностных типов, каждый из которых состоит из сочетания четырёх основных признаков, таких как: направленность сознания, ориентировка в ситуации, основа принятия решений и способ подготовки решений.

Теории личностных черт

Все эти теории сосредоточены на идее о том, что личность состоит из целого ряда различных черт характера или диспозиций. Психологи этого направления пытаются определить, какие именно черты являются ключевыми компонентами той или иной личности.

Гордон Олпорт в своей диспозиционной теории предположил, что существуют различные типы признаков. Общими чертами являются те, которые наблюдаются у большинства людей в той или иной культуре. Индивидуальные черты составляют личность человека. Кардинальными диспозициями называются те черты, которые являются настолько доминирующими, что все поступки человека сводятся к их влиянию. Олпорт создал массивный каталог более чем из 4 000 признаков, поделенных на эти три категории.

Несколько иного мнения по поводу черт в психологии личности придерживались Кэттелл и Айзенк. Так, Айзенк тоже делил людей на типы, но объяснял весь широкий спектр человеческого взаимодействия всего тремя чертами: степенью психотизма, экстраверсии и нейротизма. Кеттелл же пытался установить связь между личностью и 16 факторами (например, дружелюбие, эмоциональная стабильность, перфекционизм, открытость к переменам и т.д.). Он полагал, что эти черты существуют у всех, и что все люди в той или иной степени обладают каждым признаком.

Самой популярной и широко признанной теорией черт личности сегодня является теория «Большой Пятёрки». Она предполагает, что личность состоит из пяти основных характеристик, каких как: экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, нейротизм и открытость.

Психоаналитические теории

Эти теории личности подчёркивают важность проявления бессознательного.

Первым исследователем-психоаналитиком в области психологии личности был Зигмунд Фрейд. Он пришёл к выводу, что структура любой личности состоит из трёх частей: Ид (инстинктивная модель поведения), Эго (отвечает за чувство идентичности, является связующим звеном между сознанием и подсознанием), и Суперэго (наша совесть, чувство правильности и неправильности). По мнению Фрейда, эти три личностных компонента постоянно уравновешивают друг друга, чтобы уменьшить «психическое напряжение». Развитие личности зависит от того, как, человек проходит пять психосексуальных стадий: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. Успешное завершение каждой стадии позволяет ребёнку перейти на следующий этап развития, а остановка на любом этапе приводит к фиксациям, которые в последующем влияют на взрослого человека.

А вот согласно психосоциальной теории Эрика Эриксона, каждый этап жизни играет особую роль в развитии человека и его психологических навыков. Всего Эриксон выделил 8 стадий психосоциального развития. На каждой из них человек переживает личностный кризис, который служит поворотным пунктом в развитии. Успешное прохождение всех этапов приводит к развитию полноценной и здоровой личности.

Вот эти стадии:

НазваниеПериодИсход
Орально-сенсорнаяОт рождения до 12 месяцевДоверие/недоверие
Мышечно-анальная1-3 годаСтыд/автономия
Локомоторно-генитальная4 года-5 летЧувство вины/инициатива
Латентная6-11 летЧувство неполноценности/продуктивность
Отрочество12-18 летСмешение ролей/идентичность
МолодостьИзоляция/близость
ВзрослостьСтагнация/генеративность
ЗрелостьОтчаяние/целостность Эго

Фрейд считал, что личность формируется в очень раннем возрасте, а вот Эриксон утверждал, что человек продолжает развиваться и расти на протяжении всей жизни.

В рамках своей теории невротических потребностей женщина-психоаналитик Карен Хорни разработала целый перечень невротических потребностей, помогающих человеку справиться с базовой тревогой. Она считала, что личность формируется в детстве и все усилия ребёнка направлены на уменьшение социальной тревожности. Поведение взрослых людей формируют десять невротических потребностей и три стратегии. Согласно Хорни, мы либо идём навстречу людям, либо бежим от них, либо проявляем агрессию в наших взаимоотношениях. Если личность развивается нормально, то человек может использовать любую из этих трёх стратегий в зависимости от ситуации.

Поведенческие теории (бихевиоризм).

Б. Скиннер и Джон Уотсон утверждали, что личность является результатом постоянного взаимодействия человека и окружающей его среды. Одним из фундаментальных понятий в бихевиоризме является оперантное обуславливание. Этот процесс включает в себя усиление или ослабление поведения с помощью подкрепления и наказания. Личность в бихевиоризме рассматривается как набор поведенческих реакций, характерных для конкретного индивидуума.

Гуманистическое направление

Иерархия потребностей, описанная А. Маслоу, подчёркивает важность самоактуализации. Потребности по Абрахаму Маслоу часто изображаются в виде пирамиды. Её основание состоит из инстинктивных потребностей выживания, а на вершине находится высшая потребность — потребность в самоактуализации.

Выделяют 5 уровней иерархии потребностей:

  1. Физиологические потребности. Это жизненно необходимые для выживания потребности  (потребность в воде и воздухе, питание, половое влечение и сон). Все остальные потребности вторичны, пока человек не удовлетворит свои физиологические потребности;
  2. Потребность в безопасности. Примерами таких потребностей являются: забота о здоровье, финансовая стабильность, стремление к постоянной занятости, комфортное жилище и защита от окружающей среды;
  3. Социальные потребности. Это потребности в причастности, привязанности и любви. Такие отношения, как дружба, романтические увлечения и семья помогают человеку восполнить потребность в принятии и тесном общении. Кроме того, сюда относится участие в разных общественных и религиозных сообществах;
  4. Потребность в уважении. Сюда входит адекватная самооценка, чувство собственного достоинства, социальное признание и благосостояние. Удовлетворение этой потребности в виде признания заслуг и уважения помогает людям быть более уверенными. В противном случае, человек испытывает чувство неполноценности;
  5. Потребность в самоактуализации. Это наиболее высокий уровень человеческих потребностей. Самоактуализирующиеся люди отличаются высоким самосознанием, постоянным личностным ростом, меньше озабочены мнением окружающих и стремятся реализовать свой творческий потенциал.

Маслоу не раз подчёркивал важность самоактуализации, которая представляет собой процесс роста и развития для достижения человеком своего индивидуального потенциала.

Согласно теории самореализации Роджерса, все люди обладают стремлением к росту и реализации своего потенциала. Эта потребность в самореализации, является одним из основных мотивов поведения человека. Роджерс предположил, что самоидентификация начинает развиваться в детстве и во многом зависит от воспитания детей. Родители, которые дают своим детям безусловную любовь, воспитывают в них здоровую самооценку. Дети, которые должны «зарабатывать» любовь родителей обладают  низкой самооценкой и чувством вины.

Ключевые характеристики полностью функционирующего человека включают в себя: открытость опыту, гибкую самоидентификацию, безусловное самоуважение, способность жить в гармонии с другими.

Роджерс полагал, что формирование здорового самооценки представляет собой непрерывный процесс, опирающийся на жизненный опыт человека. Люди с устойчивым ощущением себя, как правило, имеют большую уверенность в себе и более эффективно справляются со всеми жизненными трудностями.

Расстройства личности

Личностная психология не только изучает, как развивается нормальная личность. Она также помогает решать самые разнообразные проблемы, возникающие в процессе развития индивида. Сегодня известно, что расстройства личности могут оказывать серьёзное влияние на жизнь и функционирование человека.

По статистике, от 10 до 15 процентов всего взрослого населения страдает, как минимум, от одного расстройства личности. Под личностными расстройствами подразумеваются хронические и всеобъемлющие психические расстройства, которые влияют на мышление, межличностные отношения и поведение индивида. В настоящее время известно более 10 таких расстройств.

Кроме того, часто черты личности бывают связаны с определённым соматическим заболеванием. К примеру, агрессия и враждебность взаимосвязаны с болезнями сердца. Другим исследованием было доказано, что застенчивость коррелирует с более коротким сроком жизни. Также исследователи выявили определённую связь между невротическими чертами личности и «знаменитой» пятёркой болезней (астма, мигрень, язва желудка, артрит и сердечно-сосудистые заболевания).

Хорошо известно описание личности типа А и типа В, которое было создано парой кардиологов, Мейером Фридманом и Рэем Розенманом. Согласно этой теории, личности типа А чрезвычайно напряжены и склонны к болезням сердца. Личности типа B более спокойны и обладают более крепким здоровьем. Позже исследователи выделили ещё два типа: тип личности C, который чрезвычайно внутренне напряжен, но внешне спокоен, и тип личности D, который склонен к поведению жертвы и депрессии.

Личностные тесты

Для изучения и измерения личности разработан целый ряд разнообразных личностных тестов. Многие из этих тестов широко применяются в повседневной жизни. Например, многофакторный личностный опросник MMPI часто используется в качестве отборочной оценки при приёме на работу. Клинические личностные тесты предназначены для оценки диагностики состояния больного в психиатрии.

Как люди становятся собой? Чем они похожи, и чем отличаются друг от друга? Как формируется личность индивида? Что заставляет нас влюбляться, ненавидеть или объединяться? В чем разница между мужской и женской психологией? Каким образом человек взаимодействует с другими людьми и окружающим миром? На все эти вопросы может дать ответ психология личности. Исследуя личность человека, его черты, установки и цели, социальные нормы и стимулы, личностные психологи раскрывают всё новые тайны индивидуальной и социальной жизни.

Оцени статью! Будь первым! 1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Loading...

Подробнее в Психология личности
Что такое индивид?

Индивид – это отдельный человек, который отличается от других только...

типы темперамента
Что такое темперамент?

Темперамент – врождённое свойство любого человека, своеобразная биологическая основа, на...

Закрыть