Причины, симптомы, классификация и лечение дислексии

Дислексия – это нарушение навыка чтения при сохраненной общей способности к обучению. Это специфическое нарушение имеет под собой неврологическую природу.

Раньше дислексия являлась общим понятием для определения неспособности индивидуума к обучению. В настоящее время этот термин описывает логопедические и клинико-психологические нарушения навыков чтения.

Дислексию называют «болезнью гениев».

Причины

  • Умственная отсталость;
  • Нарушение зрения;
  • Нарушение слуха;
  • Генетические нарушения;
  • Нарушение равновесия между полушариями головного мозга (правополушарный тип мышления);
  • Травмы головного мозга;
  • Патология внутриутробного развития;
  • Нервно-психическая незрелость.

Классификация

Существует несколько классификаций дислексии, которые представлены в следующих таблицах.

Видовая классификация

ВидОписание
Дислексия травмыВозникает после травмы головного мозга
Первичная дислексияНаследственная, чаще проявляется у мальчиков
Вторичная дислексияОбусловлена нарушением гормонального фона на ранних стадиях онтогенеза
ВизуальнаяЧеловек не может писать буквы и цифры в правильном порядке
«Аудиторная» дислексияСвязана со слухом, имеются трудности в распознавании звуков и группы букв
ДисграфияУ ребенка появляются трудности в написании букв

 

Классификация по формам

ФормыОписание
ФонематическаяСвязана с недоразвитием фонематической системы, звукобуквенного анализа
СемантическаяЧеловек не понимает прочитанных слов и предложений
АграмматическаяОбусловлена недоразвитием грамматического строя речи.
МнестическаяЧеловеку трудно запомнить все буквы
ОптическаяПутает графически сходные буквы
ТактильнаяСлепым детям трудно определить тактильно буквы из специальной азбуки

Признаки

 (А) Уменьшение (в красном) и увеличение (в синем) серого вещества у дислексиков по сравнению с контрольным уровнем. (B) уменьшение (в красном) белого вещества у дислексиков по сравнению с контрольным уровнем.  (C) гистограммы показывают реакцию интереса в средней височной извилине (х = -56, Y = -51; Z = 2), в середине задней височной извилины (х = -60, Y = -60, Z = 5) и глубоко в нижней лобной извилине (х = -40, Y = 3; Z = 22) в трех группах (контрольной в желтом и светло-голубом цвете, группе страдающих дислексией субъектов в оранжевом и темно-синем цвете). Столбики ошибок указывают на стандартные отклонения.

(А) Уменьшение (в красном) и увеличение (в синем) серого вещества у дислексиков по сравнению с контрольным уровнем. (B) уменьшение (в красном) белого вещества у дислексиков по сравнению с контрольным уровнем. (C) гистограммы показывают реакцию интереса в средней височной извилине (х = -56, Y = -51; Z = 2), в середине задней височной извилины (х = -60, Y = -60, Z = 5) и глубоко в нижней лобной извилине (х = -40, Y = 3; Z = 22) в трех группах (контрольной в желтом и светло-голубом цвете, группе страдающих дислексией субъектов в оранжевом и темно-синем цвете). Столбики ошибок указывают на стандартные отклонения.

Дислексия у взрослых имеет симптомы различной степени выраженности, которые зависят от причины нарушения. Человек, страдающий дислексией, не может быстро и правильно распознавать слова, читать, он часто делает орфографические ошибки. У индивидуума не сформирован полноценный фонологический компонент языка. При дислексии могут страдать память и внимание, но, как правило, это связано с нарушением межполушарных взаимодействий. При этом нарушении может возникнуть дефицит читательского опыта. Очень часто нарушено понимание текста. Интеллект при этом нарушении сохранен. Индивид читает с ошибками, по первым слогам пытается угадать, что написано.

Человек часто не понимает, что написано в тексте, ему трудно пересказать прочитанное. Чтение дается с большим трудом, он очень быстро устает и раздражается. Такие люди совершают ряд грамматических или орфографических ошибок при переписывании простого текста, им с трудом удается правильно написать слово, воспринимаемое на слух. Индивид при этом неврологическом нарушении имеет множество проблем с почерком, не может выполнить письменное задание в короткий срок. Дислексия и дисграфия откладывают «отпечаток» на характер, человек отличается повышенной эмоциональностью, очень раздражительный, совершает импульсивные ошибки. Очень часто заболевание сопровождается эмоциональной нестабильностью. В чертах характера может проявляться сильное чувство справедливости или утонченный эстетический вкус. Доминантная функция правого полушария может проявляется в виде нарушения координации движения.

Проявления у детей

Дислексия у детей проявляется в плохой успеваемости в школе. У них наблюдаются различные неврологические нарушения в поведении: нервозность, беспокойство и гиперактивность. Дети с дислексией плаксивы, могут некоторое время находится в подавленном состоянии, затем резко перейти в возбужденное.

Такие дети имеют задержку речевого развития. Они имеют большие трудности в запоминании букв, цифр, цветов.Они путают буквы с одинаковой конфигурацией, имеют сложности в сочетании звуков, не могут рифмовать слова.

Ребенок с дислексией может изменять порядок звуков в словах. Дислексия у младших школьников проявляется в том, что они не могут разбить слово по слогам, неправильно называют слова на буквы алфавита. Дети с дислексией особым образом держат карандаш или ручку в руках. Очень часто дислексия сочетается с дисграфией.

«Звездная» болезнь

Многие звезды шоу-бизнеса и кино страдали дислексией. В школе учителя и сверстники считали их умственоотсталыми. Однако с течением времени это неврологическое нарушение не помешало стать им знаменитыми актерами, режиссерами и сценаристами. Родители звезд даже не догадывались, что их ребенок не может читать или писать , потому что у него проблемы неврологического характера. Некоторым людям диагноз «дислексия» помешала окончить школу, но они смогли состояться профессионально и реализовать свои творческие способности. Многие знаменитости посещают логопедов для коррекции проблем речи и устранения ее дефектов.

Приведем несколько примеров из биографии звезд с дислексией:

  • Гай Ричи. Он бросил общеобразовательную школу, когда ему было 15 лет, и
    Знаменитые люди, страдающие дислексией

    Знаменитые люди, страдающие дислексией

    пошел работать посыльным. У него было много комплексов и психологических зажимов, вызванных дислексией, чтобы побороть их он начал заниматься каратэ и другими восточными единоборствами. Он имеет черный пояс по дзюдо и коричневый пояс по джиу-джитсу. Его фильм « Карты, деньги, два ствола» принесли ему мировую известность, а новый взгляд на Шерлоха Хомса сделало его популярным среди современной молодежи;

  • Том Круз. Любимец всех женщин пишет буквы в зеркальном отражении. В детстве он испытывал большие трудности в письме и в чтении. Учеба давалась ему тяжело, поэтому Том Круз сменил более 10 школ. С течением времени он смог побороть много комплексов и страхов;
  • Ганс Христиан Андерсен. Он известен как датский писатель-сказочник. Андрерсен сочинял свои прекрасные сказки ночью, а утром относил их в издательства. Редакторы были потрясены полной бездарностью автора, очень часто возвращали ему рукописи, даже не прочитав их до конца. Однако благодаря таланту и упорной работе Андерсен стал известным детским писателем, сказки которого читают дети всех стран;
  • Агата Кристи. Известная королева английского детектива страдала дислексией. Она написала около 80 произведений. В детстве Агата долго не могла научиться писать, делала много ошибок, писала медленно. Родители решили забрать ее со школы, чтобы девочка продолжила обучение дома. Прошло много лет, писательница приобрела мировую известность, но все также делала много орфографических ошибок;

Обследование

Обследование ребенка в возрасте 5-6 лет позволяет выявить симптоматику заболевания. Ребенку проводится тестирование в результате, которого выясняется, как ребенок читает и соответствует ли это возрастным нормам. Все тестирования проводятся в форме игры, чтобы исключить возникновение психологического дискомфорта у ребенка. У него проверяется слух и способность воспроизводить услышанные звуки. Специалистом проверяется, какая из сенсорных систем ребенка работает лучше: зрительная, тактильная или слуховая. Если тестирование проводится не в школе, то родители должны поддержать своего ребенка, правильно настроить его, объяснить всю важность исследования. Ребенок перед школой должен пройти обследование у логопеда и психолога, которые заполняют специальную форму характеристики.

В школе 1 раз в семестр проводит опросник Дэвиса для выявления скрытых творческих способностей у детей. Для реализации творческого дара у ребенка в школе необходимо давать больше свободных тем, проводить конкурсы, постоянно подталкивать на «великие дела».

Лечение

Лечить дислексию необходимо у логопеда, психолога и психиатра. Виды и способы коррекции дислексии зависят от формы и вида заболевания. У детей необходимо развивать функциональные навыки чтения. Используется прямое и непрямое обучение по распознаванию слов. В прямое обучение включены специальные фонематические методы, которое используются отдельно от программы по обучению чтению. Непрямое обучение включает в себя программу по обучению чтению и фонематические методы. При лечении дислексии у детей используют программы по комплексному воздействию на все органы чувств: зрительные, тактильные и слуховые. Ребенка обучают навыкам выделения составных частей слова или компонентов для понимания текста. Не всегда удается полностью вылечить дислексию, но можно свести к минимуму ее проявления.

Профилактика

Всем детям дошкольного возраста рекомендуется пройти обследование у специалиста по дислексии. Профилактические осмотры у дошкольников и младших школьников позволяют выявить специфические трудности в обучении и предупредить неврологические отклонения в поведении.

Занятия с логопедом

Логопед может проводить упражнения по коррекции дислексии с ребенком в форме игры. Ребенку предлагается выполнить несколько заданий.

  • Найти определенную букву небольшом тексте;
  • К большой печатной букве подставить маленькую письменную и наоборот;
  • Обвести контуры букв;
  • Вырезать букву из бумаги;
  • Добавить недостающие элементы букв;
  • Прочитать буквы и сочетания букв: «а, и, и, а», « о, о, и, а, о, и, у».

Ранняя диагностика дает возможность провести хорошую коррекционную работу и социально адаптировать ребенка, свести к минимуму неврологические нарушения и провести профилактику психологических проблем.

Рейтинг: 1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Голосов: 1, 5,00 из 5)
Loading...

Подробнее в Нарушения у детей
Причины, симптомы и лечение дисграфии у детей

Дисграфия является специфическим расстройством письменной речи, которое проявляется в стойких...

Девочка считает на пальцах
Что такое акалькулия и чем она отличается от дискалькулии?

Акалькулия – это нейропсихологический симптом, характеризующийся потерей способности человека к...

Закрыть