Классификация, причины и терапия при дислалии

Дислалия — это дефект звукопроизношения при здоровом слухе и полностью сохранной иннервации речевого аппарата. Патология, как правило, обнаруживается у детей дошкольников или младших школьников и проявляется отсутствием, искажением, заменой или смещением определенных звуков в устной речи. В МКБ 10 данное расстройство речевой артикуляции обозначается кодом F80.

Среди различных нарушений звукопроизношения наиболее часто встречаются избирательные дефекты ее звукового оформления, тогда как прочие операции высказывания остаются нормальными. Само понятие «звукопроизношение» вбирает в себя фонетическое оформление устной речи и речедвигательные навыки. Стоит отметить, что дислалия у детей является одним из самых распространенных логопедических дефектов, не связанных с органическими патологиями центральной нервной системы или слухового аппарата.

Типы нарушений и их проявления

Симптомы дислалии определяются конкретной формой нарушения. Классификация недуга включает в себя три основных типа заболевания – это дислалия физиологическая, обусловленная возрастным косноязычием ребенка, механическая (органическая), вызванная врожденными или приобретенными аномалиями строение речевого аппарата и функциональная, не связанная с патологиями органов, ответственными за речь.

Отдельно следует рассмотреть виды дислалии функциональной, так как эта группа нарушений наиболее обширна. В первую очередь, выделяется моторная и сенсорная дислалия. Развитие первого типа заболевания связано с функциональными дефектами речедвигательного анализатора. То есть, при таком расстройстве, ребенок неправильно двигает губами и языком, что и обуславливает искаженное звукопроизношение звуков. При сенсорной дислалии функциональные нарушения выявляются в речеслуховом анализаторе, что способствует неверной дифференциации акустически похожих звуков. Иногда эти виды заболевания сочетаются.

Согласно еще одной классификации, принято дифференцировать функциональную дислалию на несколько подгрупп:

  • Артикуляторно-фонематическая. При неправильном взаимоположении артикуляционных позиций происходит замена звука на похожий, например, «курица-курича», «убегу – убеду» и т.п.;
  • Артикуляторно-фонетическая. Проявляется при недостаточно сформированном фонематическом слухе, когда ребенок не может правильно определить акустические характеристики определенных звуков. Так, могут одинаково произноситься слова «кора – гора», «кости-гости» и т.д.;
  • Акустико-фонематическая. Неадекватная организация артикуляционных позиций, вследствие чего искажается выговаривание звуков. Например, «р» может звучать на французский манер и т.д.

Таблица «Фонетические дефекты произношения звуков»

          НазваниеДеффект
РотацизмДефекты произношения звуков [р] и [р']
СигматизмДефекты произношения свистящих звуков [з], [з'], [с], [с'] и шипящих [ж], [ш], [щ], [ч]
ЛамбдацизмДефекты произношения [л] и [л']
КаппацизмДефекты произношения [к] и [к']
ГаммацизмДефективное произношение [г] и [г']
ЙотацизмНедостатки произношения звука [й]
ХитизмДефективное произношение [х] и [х']
Нарушения твердости и смягченияЗамена мягких согласных парными твердыми и наоборот
Нарушения озвончения и оглушенияЗамена глухих согласных твердыми и наоборот

Нередко у пациентов с дислалией встречаются комбинированные нарушения. Если наблюдается некое фонематическое нарушение, характеризующееся подменой звуков, к термину, обозначающему нарушение, добавляется частица «-пара» — параротацизм, парасигматизм и т.п.

Дислалия также бывает мономорфная (простая), при которой страдает выговаривание одного звука или нескольких звуков из одной группы, и полиморфная (сложная), характеризующаяся нарушением устного воспроизведения сразу нескольких звуков из различных групп.

Обычно дислалия характеризуется нормальным формированием лексико-грамматической стороны речи ребенка, который развивается и приобретает словарный запас соответственно своему возрасту.

Провоцирующие факторы

Причины различных форм дислалии могут быть связаны с патологиями речевого аппарата либо особенностями речевого воспитания ребенка. Если речь идет о физиологической форме заболевания, то в ее основе лежит возрастная недоразвитость органических структур, которая корректируется по мере взросления. Механическая дислалия является следствием генетически-обусловленных приобретенных или врожденных аномалий органов, ответственных за речь.

Одной из частых причин механического типа болезни является укороченная подъязычная уздечка, затрудняющая движение языка. Правильная артикуляция может быть затруднена и при непропорциональных размерах самого языка. В ряде случаев факторами, способствующими возникновению дислалии, являются различные аномалии в  строении зубочелюстного аппарата: сильно выступающая верхняя или нижняя челюсть, промежутки в зубном ряду, аномальное строение неба, расщепление  неба, слишком короткая уздечка верхней губы.

Что касается функциональной формы, то ее возникновение обуславливается социальными факторами:

  • неграмотное речевое воспитание ребенка, подражание «детскому лепету» или чрезмерное «сюсюкание»;
  • воспитание ребенка в двуязычной семье, когда происходит заимствование особенностей произношения из одного языка и перенос их в другой;
  • неразвитость слухового восприятия фонем;
  • педагогическая запущенность, игнорирование неправильного произношения ребенка;
  • малая подвижность речевого аппарата, обуславливающая неумение правильно произносить звуки;
  • отклонения в умственном развитии.

В целом, любые дефекты психического развития ребенка способны спровоцировать возникновение дислалии.

Обследование

Диагностика рассматриваемого заболевания начинается со сбора информации о течении беременности у матери, а также перенесенных в различные периоды времени  заболеваний ребенка. Врач-логопед исследует строение и подвижность речевого аппарата маленького пациента с помощью визуального осмотра, также ребенку предлагается выполнить ряд заданий по подражанию, по результатам которых делается вывод о наличии патологии.

Исследование устной речи производится специалистом с помощью специально разработанных дидактических материалов, позволяющих выявить дефекты произношения. Врач определяет характер имеющегося у ребенка нарушения в разнообразных позициях, также оценивает фонематический слух. При постановке диагноза специалист указывает конкретную форму и тип заболевания.

При установленном механическом типе болезни ребенка отправляют на консультацию к другим узким специалистам: стоматологу-ортодонту или хирургу, при функциональной форме недуга может быть показан осмотр у детского невролога. Чтобы исключить наличие тугоухости, также необходимо пройти обследование у отоларинголога.

Терапия

Курс лечения нарушения звукопроизношения определяет этиология заболевания. При механической дислалии лечение проводится у врача-ортодонта, который при необходимости выполняет коррекцию прикуса, хирургическое исправление уздечки и т.д. Оптимальный возраст для исправления подобных дефектов в стоматологическом кабинете – пять-шесть лет.

Коррекция функциональной дислалии проводится с помощью врача-логопеда, который контролирует все этапы лечения. В ходе подготовительного этапа у ребенка создается нацеленность на процесс обучение, применяются методики для развития концентрации внимания и всех видов памяти. Также уделяется внимание развитию логопедических способностей, таких как узнавание фонем и т.д. При моторном типе дислалии проводят специальные занятия, направленные на грамотное развитие речевой моторики.  Это может быть логопедический массаж, специальная гимнастика для становления правильной артикуляции и т.п. Кроме того правильное произношение звуков отрабатывается за счет грамотного направления воздушной струи и развития мелкой моторики.

Последующая активность должна быть направлена установку звуков и автоматизацию их проговаривания в составе слогов, слов и целых фраз, развитие способности к дифференцированию звуков. Для постановки правильного произношения изолированных звуков применяется методика подражания, а также механическая коррекция с применением специального логопедического зонда. Заключительный этап лечения предполагает развитие коммуникативных способностей при любых обстоятельствах общения.

Этапы обучения правильному звукопроизношению

Этапы обучения правильному звукопроизношению

Полностью избавиться от описываемого нарушения можно при условии прохождения полного коррекционного курса. Очень важна и систематичность занятий. При легких формах нарушения терапевтический курс может составлять от одного до трех месяцев, в более тяжелых случаях – до полугода.

В домашних условиях также можно отрабатывать упражнения, способствующие формированию правильной артикуляции. Ниже представлены некоторые примеры подобных упражнений.

ЗвукУпражнение
Тренировка произношения звука «р»:

 
Во дворе гора, под горой нора.

В той норе крот нору стережёт.

 
Тренировка произношения звука «с»:

 
Сидел воробей на сосне,

Заснул – и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне.

До сих пор бы сидел на сосне.

 
Тренировка произношения звука «ж»:

 
У ежа ежата, у ужа ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

 
Тренировка произношения звука «щ»:

 

 
Щенок жалобно пищит,

Тащит он тяжелый щит.

 

Профилактические меры

Профилактика нарушений звукопроизношения заключается в своевременном обнаружении и коррекции аномалий в строении речевого и зубочелюстного аппарата, а также в правильном подходе к воспитанию. Ребенка необходимо окружить корректными примерами для подражания, а также обеспечить максимальную заботу о его психическом и физическом здоровье.

Рейтинг: 1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Голосов: 1, 5,00 из 5)
Loading...

Подробнее в Нарушения у детей
Нарушение навыка чтения
Причины, симптомы, классификация и лечение дислексии

Дислексия – это нарушение навыка чтения при сохраненной общей способности...

Причины, симптомы и лечение дисграфии у детей

Дисграфия является специфическим расстройством письменной речи, которое проявляется в стойких...

Закрыть